Кран, задвижка, затвор или вентиль? Что есть что?

Опубликовано: 18.06.2018

Кран - задвижка – затвор - вентиль? Что есть что, и что для чего простыми словами.

Для начала нужно уточнить что все упомянутые термины мы будем рассматривать в контексте трубопроводной запорной арматуры. То есть про подъемные краны, и оружейные затворы мы говорить не будем. Итак, и краны, и задвижки, и затворы, и вентили, предназначены для полного или частичного перекрытия потока субстанции, которая движется по трубопроводу, будь то жидкость, газ или что-нибудь сыпучее.

Рабочий элемент (пробка) крана всегда представляет собой тело вращения. Попросту говоря – это то что можно выточить на токарном станке. Чаще всего это шар , конус или цилиндр. Внутренняя поверхность корпуса крана (седло) в точности повторяет форму рабочего элемента и в ней есть входные и выходные отверстия (вместе как минимум два). В теле рабочего элемента должен присутствовать как минимум один сквозной проход. В составе крана это тело вращается вокруг той же оси вокруг которой вращалось на предполагаемом токарном станке, и когда вход и выход прохода совмещаются с входом и выходом корпуса крана рабочая среда движется в соответствующем направлении. В простейшем случае входное и выходное отверстия располагаются друг напротив друга и при повороте пробки, ход среды частично или полностью перекрывается. Но есть и более сложные случаи, когда отверстий в корпусе крана три (тогда кран называется трехходовым) четыре (четырехходовой кран) и даже больше. Тогда кран не только перекрывает ход рабочей среды но и направляет его в нужном направлении, и даже может выступать в качестве смесителя.

В задвижке рабочий элемент всегда передвигается перпендикулярно оси потока рабочей среды. Простейшим видом задвижки можно считать шиберную задвижку – это когда плоская пластина вставляется поперек трубы и перекрывает путь всему что по ней движется. Для улучшения рабочих характеристик вместо плоской пластины могут использоваться элементы другой формы, чаще всего клиновидные, но принцип действия всегда остается один – запирающий элемент всегда движется поперек потока.

В затворах поток среды перекрывается с помощью плоского элемента - чаще всего диска, который вращается на оси параллельной этой самой плоскости. Для полного открытия затвора его рабочий элемент необходимо повернуть на 90%.

Если ось проходит через центр диска, то получается некоторое подобие бабочки, поэтому вместо сухого технократического термина «затвор дисковый» сейчас чаще используют благозвучное «затвор баттерфляй». Характерной особенностью затвора является, то, что в открытом состоянии запирающий элемент остается в проходе корпуса и это является одним из самых существенных недостатков данной конструкции.

МЕНЮ